Игорь Пичугин с Андреем Коптеловым написали эту статью для питерского издания ITNews. Но прочитать на бумаге ее смогут далеко не все, на чье внимание мы рассчитываем, а статья претендует на некую программность – речь идет о смене парадигмы построения единого информационного пространства компании.
Мы считаем, что теперь оно будет создаваться совсем не теми методами, как это стремились делать раньше, и с помощью совсем других инструментов. Поэтому мы публикуем эту статью в блоге и готовы к интерактиву.Эволюция ИТ
На заре эры информационных технологий программное обеспечение создавалось на каждом предприятии силами своих программистов. Постепенно разработки прикладного ПО концентрировались в специализированных ИТ–компаниях, и в 80-е годы прошлого века появился рынок вендоров делового ПО, предназначенного для управления предприятием. Такая бизнес-модель оказалась успешной: покупать и внедрять на предприятии готовое ПО быстрее и проще, чем разрабатывать его самостоятельно. Но и «готовые» приложения нужно кастомизировать – настраивать под конкретные потребности предприятия, что добавляло разнообразия в ИТ–архитектуру компаний. Уже к 90-м годам в компаниях образовались обширные ИТ-«зоопарки», содержащие большое количество различных приложений, которые необходимо поддерживать.
Индустрия ПО – это не разработка и выпуск прокатных станов, где изначально все было подчинено стандартизации. Кто бы ни выпускал прокатные станы, металлурги могли катать на них стандартные чушки и слябы. ИТ-системы разных производителей, предназначенные для учета и управления бизнесом, имеют мало общего, но предприятию сложно отказываться от любой из них.
Системы встроены в существующие бизнес-процессы, их замена или коренная перестройка экономически неэффективна. Но главная задача любого ИТ-директора – создание единого информационного пространства родного предприятия. Поэтому компании принялись интегрировать между собой существующие ИТ-системы, объединяя их в композитное ИТ-решение. Этот вектор развития привел к рождению концепции сервис-ориентированной архитектуры (Service Oriented Architecture, SOA) и появлению специализированных инструментов для решения интеграционных задач (Enterprise Service Bus, ESB). На этом новом инструментарии базируется и новая парадигма разработки софта – не писать и тестировать традиционным способом код, а с помощью инструментов ESB и принципов SOA (а также инструментов управления SOA) собирать и комбинировать (можно также сказать конфигурировать) новое композитное ИТ-решение из приложений различных поставщиков и собственных разработок. Такой подход позволяет максимальным образом сохранить сделанные ранее инвестиции в ИТ, переведя унаследованные системы в формат сервисов.Победа принципа bestofbreed
Как выглядит типичная ИТ-стратегия российского предприятия (если она прописана, конечно)? Достаточно крупная компания намеревается построить ИТ-решение уровня предприятия на основе западной системы класса ERP, компания поменьше – с помощью учетных систем российского производства. При этом приложения вне основного учетного ядра информационной системы могут быть выбраны от других производителей по критерию «цена/функциональность» или даже разработаны самостоятельно.
Некоторое время назад многие ИТ-директора верили, что внедрение западной ERP-системы сразу решит все вопросы информационной поддержки бизнес-процессов, накрыв единым решением всю компанию. Сейчас всем ясно, что это не так: ни одна ERP-система не обладает всеобъемлющей функциональностью (и никогда не будет таковой обладать), не всякая функциональность ERP-пакета достаточно хороша (например, вместо модуля управления проектами SAP ERP обычно используют Microsoft PM или Oracle Primavera), ну и внедрять ERP можно годами и десятилетиями. Можно сказать, что победил подход bestof breed. Это значит, что к созданию моноплатформенного решения теперь не стремятся, теперь иной подход – интегрировать, строить кросс-платформенное композитное ИТ-решение масштаба предприятия. Раньше, когда не было надежных и эффективных средств интеграции, это была трудная задача. Сейчас с помощью ESB интегрировать легко. Опыт показывает, что создание композитного ИТ-решения из приложений различных производителей при лучшей функциональности зачастую сопоставимо по цене с моноплатформенным решением за счет создания конкурентной ситуации внутри одного ИТ-решения.
Таким образом, композиция приложений – это возможность получения оптимального по цене и функциональности ИТ-решения с учетом максимального сохранения сделанных ранее инвестиций. Технологии комбинирования приложений – SOA и ESB, а также системы Business Process Management выводят разработку ПО на качественно новый уровень, поскольку позволяют создать новое приложение, просто связывая между собой существующие сервисы с учетом определенной логики бизнес-процесса. В этом случае совсем не требуется какого-либо кодирования, поскольку комбинированные приложения используют новые парадигмы, такие как portlets (миниатюрные стандартные web-приложения) и mash-ups (соединение или слияние уже существующих приложений), для объединения информации из различных источников в полностью готовое новое приложение.
Мост между изолированными островами
Композитные приложения обеспечивают совершенно другой уровень адаптивности информационной поддержки бизнеса, гибкого реагирования на происходящие в бизнесе изменения. Вот эта гибкость и адаптивность ИТ-инфраструктуры и служит прочным мостом между изолированными островами бизнеса и ИТ. В основе моста – SOA. При наличии большого числа типизированных сервисов создание новых бизнес-процессов – это только вопрос соединения вместе соответствующих сервисов с новой бизнес-логикой. И никакого программирования. Для изменения бизнес-процесса или создания совершенно нового процесса нужно просто перекомпоновать сервисы так, чтобы они отвечали новым требованиям.
Для этого в компании должен быть правильный набор сервисов вместе с правильно выстроенным бизнес-процессом – логикой организации работ. Сервис-ориентированная архитектура должна быть поддержана BPM-системой, которая интегрирует людей в рамках бизнес-процесса, и шиной ESB, которая интегрирует в рамках процесса системы и данные. Для оркестровки сервисов и мониторинга их работы необходим также инструмент для управления SOA (SOAGovernance). Наконец, построение композитного ИТ-решения на базе SOA требует применения процессного подхода и соответствующего инструментария для управления бизнес-процессами (BusinessProcessManagementSystem, BPMS).
Соединяя технологии SOAи BPMS, компания получает следующие преимущества:
- Бизнес-процесс разбивается на отдельные этапы, которые могут исполняться возобновляемыми сервисами (проверка кредита, проверка наличия товара, реализация заказа и так далее). Таким образом, BPM-система предлагает эффективный подход к пониманию того, какие ИТ-сервисы должны быть созданы.
- Постепенное внедрение SOA дает уверенность в том, что процессы можно быстро исполнить путем исполнения определенных сервисов, которые могут располагаться в любой части предприятия. По мере расширения применения SOAпоявляются дополнительные сервисы, а время, необходимое для автоматизации новых бизнес-процессов, уменьшается.
- Представление бизнес-процесса в BPM-системе отличается наглядностью и сходно с графикой блок-схем. Поэтому создание или модификация бизнес-процесса требует минимального программирования или вовсе не требует такового.|
- Сервисы SOA, соединенные с процессом в BPM-системе, могут предоставлять отдельные точки мониторинга. Технология мониторинга бизнес-активности может использовать эти точки как источник данных для расчёта ключевых индикаторов ведения бизнеса в режиме реального времени. Персонал использует этот взгляд "изнутри" для анализа и совершенствования исполняемого бизнес-процесса.
- BPM-система использует язык, одинаково понятный и ИТ-персоналу, и бизнес-специалистам, которые, работая вместе, имеют единый взгляд на бизнес-процесс. Это сильно упрощает сбор требований к создаваемому ИТ-решению.
С монолита на композит
Любая ИТ-стратегия – это отражение стратегии бизнеса. На первом месте для бизнеса сейчас – адаптивность и оптимизация затрат. Поэтому в ИТ наблюдается переход от «монолитных» одноплатформенных приложений к композитным приложениям, состоящим из набора сервисов, построенных на принципах SOA. Этот переход опирается на современный интеграционный инструментарий ESB. Можно выделить три основные группы таких инструментов:
- Лидеры рынка по категориям ESB, SOA, BPM. В эту группу входят IBM с линейкой продуктов WebSphere, SoftwareAGc интеграционной платформой webMethods, включающей также функциональность BPMSи SOAGovernance, Oracle со своим middlewareFusion, Tibco с линейкой продуктов BusinessIntegration. Отчасти сюда также можно отнести Microsoft и SAP.
- Вторая группа – это компании, фокусирующиеся на «чистой» ESB-функциональности. В эту группу попадают Sun (Glassfish), Progress (Sonic), Fujitsu.
- Третья группа наиболее многочисленная и включает все предложения, не вошедшие в первые две группы из-за ограничений по функциональности или слабой надежности.
На рынке ESB, SOA, BPM наблюдается активная консолидация. Все ведущие вендоры делового ПО отдают должное новой парадигме автоматизации сквозных бизнес-процессов. Так что это не вендорский каприз или желание еще раз продать свои продукты под новым соусом. Это требование бизнеса, для которого координатами конкурентоспособности сейчас служат гибкость и адаптивность, позволяющие быстро отслеживать внешние изменения и подстраиваться под них. Соответственно, бизнес требует, чтобы и ИТ-поддержка бизнес-процессов была столь же гибкой и адаптивной.
Авторы статьи: Игорь Пичугин и Андрей Коптелов из компании IDS Scheer
http://www.ariscommunity.com/users/igor-pichugin/2010-10-05-soa-erp