Международный Бизнес Клуб IBC MBA продолжает знакомить свою аудиторию с лидерами мнений в области маркетинга и продаж.
Сегодня мы знакомим Вас с интервью, которое мы взяли у Игоря Манна.
Напоминаю, что 19 ноября в Москве пройдет семинар Игоря Манна и Виталия Мышляева «iМаркетинг 2.1»
10 ноября Игорь Манн примет участие в «Самом мощном тренинге по продажам в России Радмило Лукича»
Вопросы Игорю Манну задал Вячеслав Макович , член Международного Бизнес Клуба IBC MBA:
В.М.: Бывают ситуации, когда какое-то понятие начинает ассоциироваться с определённым именем. Например, на сегодняшний день в России "маркетинг" и "Игорь Манн" неразрывно связаны между собой. Очень интересно, какие действия, позволили Вам стать №1 в этой области и, может быть, какие были ошибки на пути к построению собственного бренда?
И.М.: Про ошибки, обычно, никогда не рассказываю. А про то, как это случилось, несложно рассказать. Я думаю, что «виной» всему книги. Мне кажется, что вовремя выходили книги и особенно вовремя вышла книга "Маркетинг на 100%". Тогда вообще было пусто, никто не писал на эту тему или писали околонаучные книги а-ля Котлер. Многие люди, конечно, говорили что это гром среди ясного неба, потому что это было написано таким простым, разговорным, веселым языком, и на темы, на которые никто в России не писал. Просто книга вышла в нужное время в нужном месте. Дальше уже вопрос был в удержании темпа. Приблизительно раз в два года появлялась новая книга, какие-то были успешные, какие-то не очень успешные.
Параллельно шли успехи на линии издательства "Манн, Иванов, Фербер". Это такой бренд, который со мной очень ассоциирован, и если бы он развивался не так хорошо, то, наверное, было бы критически наездов в мой адрес. А так все сложилось хорошо.
В.М.: Помню свои ощущения, я как раз читал Вашу книгу после творения Котлера, и на контрасте это было неожиданно увлекательно и живо. И хочу продолжить тему книг. Сейчас на рынке уже есть достаточно много литературы как по маркетингу, так и в других областях. Как следует действовать человеку, который хочет издать свою книгу. Как правильно выбрать нишу, как правильно позиционировать, как договориться с издателем?
И.М.: Сейчас это сложно. Слава Богу стало меньше издателей, и планка поднялась... Поэтому здесь есть, наверное, два выхода. Первое – написать книгу, которую никто еще не писал, это логичнее сделать. Предположим, несколько месяцев назад вышла книжка «Точки контактов». Многие эту тему слышали, много было разговоров. Опять же, я написал для тех, кто использует книгу в качестве рабочего инструмента и очень даже позитивно. Никто не писал на тему возвращения клиентов. Я вот дал два месяца назад нашему редактору книгу, которая будет называться «Возвращенцы». О том, как вернуть клиентов, бизнес партнеров, которых вы потеряли. Не о том, как их удерживать, а как их вернуть.
У меня есть еще несколько таких интересных тем в голове. То есть, я могу сказать, что темы есть. Первый сценарий, я повторюсь, это просто найти хорошую тему и с хорошим, написанным материалом и идти к издателю. Он не должен сказать «нет».
Второй вариант – сделать электронную книгу, сейчас это совсем просто. Сделать хорошую книгу и продвигать через свои ресурсы, ставить на нее цену, которая тебе нужна. Если ты хочешь денег, поставь высокую цену, но правильно ее продвигай. Если ты хочешь паблисити - сделай ее из серии бесплатных, как это делает, в последнее время, со своими книгами Сет Годин. Поэтому, вариантов два. И я думаю, что человек, который хочет прославиться, должен выбрать один из этих вариантов.
В.М.: По поводу желания прославиться. В чем вы ведете основные отличия маркетинга конкретных компаний и маркетинга людей?
И.М.: Я не вижу здесь принципиальной разницы. Может быть, только маркетинг компании гораздо сложнее, чем маркетинг человека. Все-таки, когда мы говорим о маркетинге человека, то составляющих гораздо меньше, чем у реальной компании и товара. Сейчас я работаю над книгой, которая называется «№1», о том, как стать номером один в том, что ты делаешь. И я для себя вывел формулу внутреннего маркетинга, скажем, внутреннего продвижения, которое со временем становиться внешним продвижением. Первое: ты должен поставить себе цель, второе: ты должен заниматься личным и профессиональным саморазвитием по разным направлениям, и обязательно показывать результаты. Ты можешь развиваться сколько угодно, но если не будет результатов, ты не станешь звездой номер один, гуру. И последнее, то, что люди часто ассоциируют с маркетингом самого себя - это продвижение.
В.М.: А можно ли за счет построения собственного бренда, используя инструменты личного маркетинга, как-то усилить корпоративный бренд?
И.М.: Российский пример это Наталья Касперская, и сам Касперский. Часто компании говорят, что мы компания профессионалов, каждого сотрудника считают звездой, строят рекламные компании на продвижении отдельных сотрудников. Это позволяет усилить бренд компании за счёт повышения доверия.
В.М.: Одна из Ваших прошлых книг называлась «Маркетинг без бюджета». А какие малобюджетные инструменты можно использовать для продвижения себя самого?
И.М.: Надо просто открыть книжку «Маркетинг без бюджета» и я думаю, что некоторые из этих инструментов подойдут 100%. Чем хороша книга «Маркетинг без бюджета» - ты ее просто открываешь, быстро пролистываешь инструменты и по названию или по короткому описанию понимаешь, подходят они или нет. Тут еще нужно творчески к этому подходить. Например, я никогда не видел, как человек использует FAQ в продвижении самого себя. Некоторые инструменты нужно брать не в лоб, а подумать: подойдет ли он мне, будет ли в пользу.
В.М.: Был ли какой-нибудь необычный, нетрадиционный, может быть веселый инструмент который вы использовали для повышения узнаваемости себя, для повышения силы своего бренда?
И.М.: Нет, я думаю, что таких инструментов не было. Я не выпускал сувениры, не делал прикольное визитные карточки. Применял, в основном масло, которым в нашей стране собственный бренд не испортишь. Это блог, различные социальные сети, в последнее время полюбил твиттер. Это статьи в солидных, серьезных журналах, это интервью, выступления на конференциях и, естественно, это книги.
В.М.: Маркетинг предполагает выделение из общей массы, дифференциацию, и у многих известных людей есть какие-то такие фишки, от определённых действий, до причесок. Каким образом человек может подобрать себе такие отличительные черты, которые будут не только выделять его из толпы, но и органически вписываться в его имидж?
И.М.: Кто-то бреется на лысо, кто-то ходит с носовым платком, кто выступает в розовой рубашке. Такие фишечки сам для себя, совета здесь универсального нет. То, что подходит кому-то, вероятнее всего не подойдет вам. Поэтому нужно посмотреть. Я в книге «№1», пишу о том, что, перебирая все эти возможности, и просто глядя на них, ты понимаешь, это мое или не мое. Чувствуешь себя хорошо в дорогом костюме, пошитом на заказ, или ты нормально будешь себя чувствовать в джинсах и майке. Есть стиль casual, есть бизнес. Филипп Котлер ходит только в галстуке, у него такой элемент фирменного стиля, у его брата другой фирменный элемент. Это надо выбрать для себя: прическу, поведение, манеру выступления, одежду, обувь, аксессуары. Здесь у меня совета нет, надо искать свое.
В.М.: Был ли какой-то случай, когда Вы в первый раз почувствовали, что Игорь Манн – это бренд?
И.М.: Смешной был случай. Я пришел в аэропорт Шереметьево. Среди пассажиров я нашел стойку регистрации, ее вела девушка. И когда я к ней подошел, она не открывая паспорт сказала моё имя. Я прямо удивился и растерялся. Не знал, как она меня узнала. Она сказала «Мы учились по вашим книжкам». Было реально смешно вот тогда я, наверное, прочувствовал, что бренд узнаваем.
В.М.: И последний вопрос. Существует ли какой-то алгоритм построения персонального бренда, который может использовать любой человек? Из серии «делай раз, делай два, делай три».
И.М.: Очень важно понимать, что ты хочешь. Нужно заниматься той поставленной целью, которая у тебя есть и того анализа сильных и слабых сторон, которые у тебя тоже есть, для нормального личного развития. Третье – ты обязательно должен быть результат: в работе, в развитии, в проектах. И последнее: ты должен – заниматься самопродвижением, используя многочисленное количество каналов. Потом можно либо эту цель поддерживать, либо пересматривать
В.М.: Спасибо большое, Игорь. Очень интересные и ценные ответы!